Инженеры немецкого Института Фраунгофера разработали новую структуру аккумуляторных батарей для электрокаров и сконструировали основные ее элементы – модульную ячейку АКБ и микроконтроллер для мониторинга их состояния. По утверждениям инженеров, эта технология позволит значительно увеличить срок службы аккумуляторных батарей.
Суть предложенной технологии заключается в отслеживании с помощью микроконтроллера состояния модельных ячеек и последующая их замена. Например, если емкость одной или нескольких ячеек (которых в АКБ насчитываются сотни) падает ниже фиксированного значения или время ее зарядки начинает превышать расчетное, то микроконтроллер, который в режиме реального времени отслеживает состояние всех ячеек, записывает эту информацию в бортовой компьютер. После чего, на следующем сервисном обслуживании мастер сможет прочитать эти данные и благодаря модульной структуре АКБ заменить дефектные ячейки.
Преимущество такого подхода перед старым очевидно - замена даже нескольких ячеек в сумме обойдется дешевле, чем замена всей АКБ. Более того, в случае своевременной замены дефектных ячеек, износ АКБ будет равномерным, что позволит увеличить срок службы батареи и продлить сроки гарантийных обязательств компаний-производителей.
Напомним, что на данный момент АКБ является самым дорогим компонентом электрокаров. В некоторых случаях цена такой батареи доходит до половины себестоимости всего электрокара. При этом средний срок службы АКБ составляет около 5 лет, после чего она сильно (приблизительно на треть) проседает по емкости, а время на полную зарядку увеличивается. Причиной тому являются те самые дефектные ячейки, которые из-за последовательного соединения друг с другом приводят к снижению характеристик всей АКБ.
Разработка немецких инженеров носит сугубо прикладной характер и была инициирована их коллегами, занятыми в автомобильной промышленности. Так что, внедрение новой технологии – только дело времени. Возможно, в ближайшие пару лет модульные АКБ станут стандартом в отрасли.
Аналогичный принцип применим и для аккумуляторов в ветроэнергетике и солнечной энергетике.